Три рассказа Харуки Мураками

В планах на отпуск стояло довольно много текстов, но увы… я не проверил, и в итоге получил вместо трех-четырех толстых книжек, кучу иероглифов. К счастью, я взял с собой еще несколько небольших рассказов Харуки Мураками. Их прочитал, о них и пойдет речь. (Правда, читал еще своих друзей, но об их творчестве, только с их позволения.)

Первый рассказ назывался Рвота. Суперназвание, как мне показалось с самого первого взгляда, не разочаровало. Содержание — это просто история человека, которого рвало сорок дней подряд. Эту часть своей жизни он поведал нам через свой разговор с Мураками, или Мураками передал нам свой с ним разговор — суть неважно. Важно то, что история очень загадочна. Рвота началась неожиданно… и неожиданно окончилась. Ну и что, скажите вы, что тут загадочного? Обычная дисфункция желудка… Ан нет, скажу вам я. Прибавьте сюда странные телефонные звонки главному герою, где бы он ни был — в гостях, в гостинице, всюду его настигали телефонные звонки. А в трубе, только тяжелое дыхание и его имя… и гудки. Причины всего этого — алкоголь, чужие жены и любовницы?? Возможно. Мораль? Где-то она тут есть. Но Мураками хитро обводит нас вокруг пальца. Он так и не раскрывает секрета. Не говорит он нам, почему рвота началась и кто это названивал герою. Думайте сами, как бы намекает Мураками. Этим мне, собственно, и понравился рассказ.

Второй рассказ — Девушка из Ипанемы. Это рассказ-ассоциация, как я его вижу, как я его чувствую. Дело в том, что тут Мураками позволяет себе фантазировать. Но не просто, а приглашая нас в свою фантазию. И вот вместе с Харуки мы погружаемся в его далекое прошлое. Двадцать лет назад. Мы видим девушку, мы говорим с нею, пьем вместе пиво. И все это под аккомпанемент «тенор-саксофона Стэна Гетца«. Такой вот джаз, такая вот импровизация. Рассказ завораживает той легкостью, с какой написан, тем сплетением вымысла, фантазии и реальности. Можно просто поставить пластинку и, закрыв глаза, представлять. По себе могу сказать, что многие песни толкают к представлению картинок и далее — к написанию текстов.

Пренцессе, которой нет — наконец, третий рассказ. Эта история о судьбе девушки. Мураками вначале рассказывает о ее молодости. Может показаться, что немного вяло, но, я вам честно признаюсь, весьма откровенно и возбуждающе. Опять выходит, что Мураками был знаком с ней лично — и все пережил сам, на самом деле. Да, тут верный ход (и в двух других рассказах точно также), потому что в эту историю сразу хочется поверить, она выглядит реалистичной. И кажется, что такое вполне может случиться с каждым. Да, так оно и есть. Это жизнь. Мураками в лучших чеховских традициях оставляет нам самое главное на последок, на десерт. В развязке в нескольких абзацах заключена самая важная идея, ради которой и написан весь рассказ. Классический прием, называемый ретардацией, часто используемый писателями, Харуки возводит в культ… ну, использует на все сто процентов правильно и удачно.

Подводя итог, всему написанному, хочу заметить, что рассказы удаются Мураками наравне с романами (я, правда, читал только один). А если учесть, что рассказ написать гораздо сложнее, чем роман (ну, это не я придумал, а кто-то из великих — так что не стоить спорить со мной), то и вовсе здорово.

6 комментариев

  • многие рассказы и романы у Мураками написаны от первого лица, словно он и есть сам герой. джаз, пиво, любовь, кочуют у него из романа в роман, создают очень знакомую обстановку, словно ты знаком с главным героем уже сто лет)) из последнего, что у него прочитала, «Кафка на пляже». Хотя вот почему-то его «Мой любимый sputnik» у него до конца не прочувствовала(

  • После публикации поста Три рассказа Харуки Мураками, я прочитал еще один рассказ — Авария на Нью-Йоркской шахте. Потрясен немного был. А через несколько часов узнал, что погиб один мой хороший товарищ. Вот такое совпадение.

  • Я прочитал несколько романов Мураками и рассказов. Вы правы Владимир, ответы не лежат на поверхности. У меня создаётся впечатление, что свои произведения он пишет для себя, а читатель должен сам найти что-то своё, пропустить через себя, разобраться в своей жизни и понять что он может вынести для себя из его произведений.

  • Вы правы Владимир, ответы у Мураками не лежат на поверхности. У меня создаётся впечатление, что автор пишет всё это для себя, чтобы осмыслить что-то, а читатель должен найти в его произведениях что-то своё, примерить на себя, задуматься о своей жизни и тогда он поймёт произведение. Правда по-своему. Честно говоря я до сих пор думаю над смыслом "Кафки на пляже" и "Мой любимый спутник", хотя прочитал уже как полгода назад. И есть над чем думать. Только иногда создаётся впечатление, что никакого смысла нет, главное сам процесс. Но тот, кто ищет, тот найдёт.

  • Я помню начинала читать с "Охоты на овец", потом "Dance-Dance-Dance", "Страна чудес без тормозов", "Кафка на пляже" и т.д. все время находила что-то для себя, очень нравился мир, в который я погружалась,для меня смысл чтения Мураками как раз в том, как я себя ощущаю в процессе, остановилась на долгое время после "К югу от границы, на запад от солнца"-мне стало страшно, не могла уснуть,как маленькая.. после перерыва в год читала "Подземку"(про Аум Синрикё), там в конце он приводит в заключение ко всему сказанному разговор с профессором или психоаналитиком(точно не помню)-и вот в этот момент я поняла,что просто на разных планетах мы живем :) просто читаю-и получаю удовольствие, заодно читаю всю литературу,что и герои его произведений, слушаю ту же музыку-мне нравится :)

  • Обожаю Харуки Мураками! Прочла практически все его книги.
    Больше всего мне понравились "Хроники заводной птицы", "Норвежский лес" и "Кафка на пляже". А ещё у него замечательные рассказы и повести (мне приглянулись "Сжечь сарай" и "Фантастическая история, случившаяся в библиотеке").

    Как раз сегодня опубликовала в своём блоге свою подборку цитат из книг Мураками. Я понимаю, каждый видит его по-своему. Я вижу его так.