Эко У. Роль читателя

Абсолютно нехудожественный текст — научная работа по исследованию семиотики текста, — но читается на одном дыхании, как приключенческий роман. Умберто Эко сумел превратить свой научный труд в изумительное чтиво, подобное Имени розы или Маятнику Фуко. Честно признаюсь, но считаю Введение довольно нудным и очень путанным — недаром его предлагают читать по прочтению книги, потому что писалось оно как резюме (это сообщается издателем). Однако дальше повествование набирает такой ход и настолько увлекает, что остановится практически невозможно (ели бы других дел не было, то только бы сидел и читал…). Под одной обложкой встретились самые разные персонажи — от Адама и Евы до тещи автора. Отдельные главы посвящены Супермену и Джеймсу Бонду, роману Эжена Сю Парижские тайны, работам Чарльза Пирса и подробному разбору рассказа Альфонса Алле Вполне парижская драма. На совершенно разных текстах (Записки по Финнегану, Божественная комедия) Эко показывает одни и теже механизмы, которые действует в тексте. Сравнивая тексты различных эпох, доказывается, что модель читателя совершенно не изменилась — все чтение такое невнимательное, невдумчивое… А следовательно с читателем можно играть, водить его за нос и при этом заставлять сотрудничать с текстом. Собрать в одной работе невероятное количество «чужих» персонажей, которые и в этой книге нашли «свое» место. Заставить их сосуществовать вместе — для этого нужно мастерство, которого у Эко не занимать. Через всю книгу красной нитью, так сказать, идет тема роли читателя в создании текста, Эко кропотливо разбирается с этим вопросом, пережевывая некоторые вещи очень долго и часто. Огромное количество ссылок, сносок, примечаний и отсылок к другим работам и текстам заставляет вспоминать гипертекст. И самое поразительное, что теория подкрепляется на практике — в работе присутствует рассказ (Вполне парижская драма Альфонса Алле), на примере которого проводится подробный анализ (что к чему и откуда берется) структуры текста — возможные миру, различные уровни интерпретации и т.п. Конечно, это не роман в привычном понимании, но читать эту книгу одно удовольствие. По крайней мере уже здесь можно заметить талант и мастерство, которые потом проявятся во всех романах Эко, уже здесь есть характерные черты его книг — цитаты, перефраз и увлекательная игра с читателем (который по сути является частью метатекста, создаваемого писателем)… PS. Кстати, Вполне парижская драма — тоже занимательное чтение, которое показывает насколько мы действительно невнимательны при чтении книг… Если сможете разыскать текст, то обязательно прочтите.

2 комментария