Гомбрович В. Порнография

Провокационное название книги обещает многое… Согласитесь, что многие из нас часто поддаются очарованию красивого заголовка. Так случилось со мной и в этот раз, когда я приобрел книгу Витольда Гомбровича.

Ожидая чего-то такого, из ряда вон, я стал продираться через сложнейшие филосовские построения и лексические нагромождения. Дойдя до последней страницы, я так и не понял, при чем тут порнография… Что имелось в виду?

Идет Вторая мировая война, поляки организовали вялое партизанское сопротивление, подполье… Но атмосфера романа вовсе не передает эмоции войны; совсем скудно Гомбрович описывает появляющихся подпольщиков (может быть потому, что сам не знает этих партизан? Гомбровича война застала осенью 1939 года в Буэнос-Айресе, где он и оставался до ее завершения).

Но Гомбрович много места уделяет пространным мыслям главного героя (а кто, кстати, герой в книге? рассказчик? читатель?), переживаниям о повешенной палочке и дохлом воробье в кустах… Мутный поток мыслей, который прошел мимо меня, даже не задев…

Возможно, как отзывался Джон Апдайк о романе, Гомбрович «с поразительной зрелостью подчинил и свои формы искания, и свои подсознательные комплексы принципам искусства, создав благородный, классический роман, чувственно-метафизический роман». Видимо я далек от понимания такой метафизики.

7 комментариев

  • Возможно, как отзывался Джон Апдайк о романе, Гомбрович “с поразительной зрелостью подчинил и свои формы искания, и свои подсознательные комплексы принципам искусства, создав благородный, классический роман, чувственно-метафизический роман”

    И вы считаете что это имеет право на жизнь?

  • Гомбрович один из величайших и непризнанных художников (не побоюсь этого слова) своего времени и всего XX века! И мой любимый писатель. «Порнографию» ещё не читал, хотя лежит давно — всё никак не успеваю. Зато читал «Фердидурке», «Космос» и рассказы. и могу с уверенностью сказать (повторюсь, в некоем роде), что по глубине мироощущения, парадоксальности и «метафизичности» (да-да!) он превзошёл очень многих извсетных писателей своего времени. Милан Кундера в книге «Нарушенные завещания» даже вполне резонно удивляется, почему одним из знаковых романов своего времени стала «Тошнота» Сартра (по мне, кстати — так довольно скучное и банальное чтиво), а не «Фердидурке» Гомбровича, хотя они даже вышли в один и тот же год. Кундера даже прямо говорит, что «Тошнота» заняло место уготованное «Фердидурке». Правда это, по-моему, не комплимент, а констатация неразборчивости читателей. В целом (опять же соглашусь с Кундерой), Гомбрович в XX веке продолжает традиции РАБЛЕзианского романа, со всем его бурлеском и гротеском. Если вам действительно не понравилась «Порнография» попробуйте «Фердидурке» — это действительно достойное чтиво, ТАКОГО стиля вы не встретите больше ни у кого. Кроме того, исходя из «Фердидурке» можно пролить свет на основные составляющие эстетической позиции Гомбровича. Вполне вероятно, что «Порнография» вам после этого покажется более понятной и, может быть, даже занятной. «Космос» тоже великолепен, но он — самое странное и фантасмогорическое произведение Гомбровича. Рекомендую читать его уже после того, как ознакомились с «Фердидурке», рассказами и «Порнографией» — хотя я начинал своё знакомство именно с «Космоса» и совершенно случайно (купил его на какой-то распродаже, по бросовой цене 18р.)

  • Толецкий Владислав Михалыч, я не спорю и уж точно не навязываю своего мнения другим, просто делюсь впечатлениями.
    «Космос» я тоже читал, и был в совершеннейшем тупике после совокупности обеих книг Гомбровича.
    p.s. А книги тоже купил на распродаже…

  • полность подддерживаю Владислава Михалыча в его оценке значения Гомбровича как писателя. я удивляюсь не только глубине этого автора, но и его малой изветности.
    я был просто потрясен его Фердидуркой. потом прочитал и Космос, который уже начинал до того, но оставил, озадаченный…
    а первую книгу Гомбровича я тоже купил случайно, по копеечной цене.